Почта России сообщила о введении новой услуги почти год назад. За это время в сети не появилось сколько-нибудь внятных и полных отзывов о почтоматах. Считаю своим долгом закрыть эту дыру и предупредить потенциальных клиентов, поделившись своим опытом, так как стоил он мне очень и очень дорого — не столько в смысле финансовых и имущественных затрат, сколько в смысле затраченных нервов. И это в столице. Полагаю, за ее пределами с почтоматами дела обстоят гораздо, гораздо хуже. Поправьте меня в комментах, если я ошибаюсь.
Итак, об этой услуге я узнала, когда увидела в здании ближайшего торгового центра шкафчики, похожие на камеры хранения. Блок камер был снабжен экранчиком, на котором зазывно и красочно расписывались удобства получения корреспонденции через почтоматы: не надо стоять в очередях на почте, можно прийти в любое удобное для себя время и забрать посылку.
Это вдохновляло: ведь почтомат, получается, — отличная альтернатива абонентскому ящику! Отправитель на конверте должен указать лишь индекс почтового отделения (далее ПО), которое обслуживает почтомат, ФИО получателя и его мобильный телефон — на него должно приходить уведомление о поступлении почтового отправления и код, позволяющий открыть ячейку.
Но, прежде чем начать пользоваться услугой, решила сначала ее протестировать. Изучив список и адреса почтоматов на сайте Почты России, выяснила, что в пределах доступности у меня находятся два почтомата. Связалась с родными и попросила оформить для меня две бандероли — по одной на каждый адрес. Одновременно запустила еще один эксперимент, попросив отправить обе бандероли без указания ценности, но одну из них — первым классом. Целью этого эксперимента было сравнить сроки доставки обычной корреспонденции и отправляемой первым классом.
Бандероли были отправлены одновременно, и мы стали ждать. Контрольный срок доставки между нашими населенными пунктами составляет 7 дней. Через две недели мне позвонила тетушка из почтового отделения, в котором находился один из почтоматов и к которому он, собственно, был прикреплен. Сварливым голосом она стала мне выговаривать, что адреса на пакетах надо писать человеческие, а не какие-то там мобильные телефоны, и что, мол, я срочно свою бандероль должна сама забрать из отдела доставки. А отделение, надо сказать, находится довольно далеко от меня. Слово «почтомат» тетушке не говорило вообще ни о чем. «Что это еще за почтомат такой?» — ее точные слова.
Итак, первый эксперимент провалился. Остается только добавить к этому, что, когда я приехала в это отделение забирать бандероль, я поинтересовалась — нет, не у этой тетушки, а у более вменяемого оператора в другом отделе, — как обстоят дела с почтоматами. Он мне ответил: «А, так они не работают. Их как год назад привезли, так они там и стоят в закутке неустановленные».
Уже к этому моменту было понятно, что вторая бандероль пропала (см. контрольные сроки). Я попробовала звонить на телефоны того ПО, к которому был прикреплен данный почтомат — они стабильно не отвечали. Один раз, впрочем, удалось дозвониться, и мне сказали, что человек, отвечающий за почтоматы, сейчас в отъезде. Он мол, всегда в разъездах. Один человек отвечает за более чем два десятка почтоматов!!! По крайней мере, так значится на сайте. Звонила я также в службу, которая обслуживает почтоматы — Logibox. Там мне сказали, что они обеспечивают только техническое обслуживание боксов, а доставкой занимается сервис, который заключил с ними договор — в данном случае Почта России, и все вопросы о доставке — к ней.
На горячую линию Почты тоже звонила, естественно. Там, как всегда, не в курсе и предлагали долбить звонками отделение, которое мне нужно. Очень, блин, помогли!
Подождав для порядка 30 дней, я начала оформлять заявление на розыск. Причем выяснилось одно неприятное обстоятельство, когда я обратилась к родственникам за сканом квитанции из почтового отделения: оказывается, оператор при оформлении отправки не выдал кассовый чек, а лишь выписал вручную товарный, сославшись на то, что имеет право на корреспонденцию без указания ценности кассовый чек не выдавать. И, как я справилась по законодательным документам, это даже соответствует истине. Но был один нюанс: хотя бандероль и была без указания ценности, она, как я сказала выше, была оформлена первым классом, а такие отправления оператор обязан в любом случае проводить через кассовый аппарат. Налицо грубое нарушение.
Таким образом, без чека отсутствовал код для отслеживания бандероли. Заявление я все же написала, приложила копии всех имеющихся документов и отнесла в ближайшее почтовое отделение. Там у меня не хотели принимать заявление, ссылаясь на отсутствие кода отслеживания, на что я им ответила, что это долг соответствующего департамента — выяснить, почему код отсутствует, хотя должен был быть присвоен, и принять соответствующие меры. Скрипя зубами, заявление мое приняли.
А через несколько дней мне позвонили, ругая на чем свет стоит: мы же, мол, предупреждали вас, а тут нам сверху позвонили и выговор вкатили за то, что мы такое заявление приняли. Пошла я в ПО и забрала свое заявление, к которому оказалась пришпилена бумажка. На бумажке некто неподписавшийся красной пастой высказался по поводу компетенции работников, которые принимают в обработку заявления без указания кода отслеживания.
Итак, этот эксперимент также окончился плохо, с тем только отличием, что первое отправление все же оказалось у меня на руках, а второе пропало окончательно. Я лично обзвонила (по межгороду!) начальство почтового отделения, которое допустило такие грубое нарушение, затем — когда мне там заявили, что все делали в рамках законодательства — в региональное УФПС с просьбой разобраться. Закончилось все тем, что отправителю было выплачена компенсация, раза в два превышающая размер расходов при отправке (по-моему, из кармана оператора), а мне были принесены письменные извинения. А по поводу бумажки с отповедью красной пастой мной было отправлено еще одно заявление — В Главпочтамт, с просьбой наказать работника, который, вместо того чтобы разбираться с проблемой, перекладывает это на плечи клиентов. Из Главпочтамта уже несколько месяцев ответа нет. Наверно, и не будет.
Когда я оправилась от понесенных нервных потрясений, решила провести второй эксперимент — уже с обязательным кодом отслеживания. Для этого отправленная мне бандероль была оценена в 1 целковый.
И, разумеется, она тоже пропала. После записи о поступлении в очередной сортировочный центр никаких упоминаний о ее передвижениях на сайте Почты больше не поступало. Опять выждав для порядку один месяц, написала заявление о розыске. Прием и обработка заявления прошли без сучка и задоринки.
Где-то через неделю на телефон, который был указан на пакете, мне позвонили. Это был оператор какого-то совершенно левого почтового отделения, который спрашивал, что ему с моей бандеролью делать, ибо адрес на ней совершенно непонятный. К этому времени я уже привыкла, что почтовые работники никогда не слышали слово «почтомат». Для прикола все же поинтересовалась, а что же такое написано на пакете. «Почтамт номер такой-то,» — ответили мне. «Вы уверены? — с нажимом переспросила я. «Да!» — без тени сомнения ответили мне.
Так как к этому моменту мне все уже было ясно с почтоматами, я попросила переписать адрес на пакете на мой домашний. И через неделю (да-да, именно столько гуляют посылки по городу) получила свою бандероль. Отмечу, что в ней была книга в твердом переплете; отправлена была совершенно целой, а вытащена из пакета с отлетевшим напрочь переплетом. Умеют же!
А по поводу невнятно написанного адреса… Выкладываю скрин этого слова с пакета. Скажите на милость, его можно разве прочитать как-то иначе — с условием, что оба слова (почтомат и почтамт) вам хорошо знакомы?
(Замазана надпись потому, что весь адрес перечеркнули, когда новый адрес надписали. Буквы «ат» тоже подправлены самим звонившим мне оператором, так как поначалу я уточнила первый адрес и только потом уже попросила переслать бандероль в другое место, не в почтомат.)
Вот так закончились мои эксперименты с почтоматами. Учитывая то, что сервис почты России за последние годы даже в базовой комплектации, т. е. доставке обычной почты, упал ниже плинтуса, а начальство, вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями, попытаться что-то исправить, строит наполеоновские планы по созданию собственного банка и выбиванию миллиардов из налогоплательщиков на «модернизацию», рассчитывать, что в ближайшее время что-то двинется с мертвой точки в этом частном вопросе, думаю, не имеет смысла.
Экий вы оптимист, тетушка, тут вторую неделю безуспешно пытаешься застать работающим местное почтовое отделение в городе с населением 20 тысяч человек всего лишь в 60 км от Москвы чтобы получить две посылки с молотка, а тут про какие то почтоматы (((
Мдяя… а у меня первый опыт был очень удачный, я его вот здесь описала http://batik-toys.blogspot.ru/2014/07/pochtaposylkapostomat.html
А вот второй опыт печальный. Еще не получила, но похоже про почтомат в данном случае тоже мало кто слышал. А у меня еще посылка туда идет. Интересно ,что с ней будет?