Вчера в IT-новостях народ активно обсуждал ньюс о том, что для пользователей ВКонтакте, которые все еще не указали свой мобильный телефон, вход на сайт закрылся. Сервис сделал это весьма оригинальным способом, чиста па-рюсски: пользователи ругались на то, что на главной странице ВКонакте появилась грозная надпись о попытке взлома аккаунта, в связи с чем предлагалось срочно указать номер мобильного.
Если б такое случилось со мной, я бы сначала упала в обморок от мысли, что мой комп взломан, все пароли уведены. Или не упала бы в обморок, но здорово перепугалась бы, решив, что взломан сайт vk.com. Собственно, многие из тех, кто увидели такое на экранах своих мониторов, подумали то же самое. И понеслись менять пароли ко всему на свете. Потому что решение в таком стиле — типичное для хакерских сайтиков, которые выуживают из юзеров всеми правдами-неправдами номера их мобильных для псевдоподписок и прочих темных делишек. Что на такое может пойти серьезный ресурс — так сразу в голову не придет.
Тут, правда, непонятки. Другая часть пользователей говорит о простом предупреждении, без всяких запугиваний:
Может, второй, угрожающий, вариант варнинга лицезрели пользователи особых версий интернет-софта, может, они заставки эти рэндомно показывают, я так и не поняла. С юзерами, заходящими на мобильную версию сайта, поступили проще: просто выкидывали на форму авторизации — и думай-гадай, что случилось: НЕ ИНАЧЕ КАК ПАРОЛЬ УВЕЛИ!
Это все было предисловие. К нему же следует отнести замечание о том, что паранойя с мобильными номерами нисколько не остановит тех, кто не желает светить лишний раз никакие свои личные данные, но которым позарез нужно иметь акк в соцсетях. Да как минимум, наличие в профиле номера мобильного ничего для идентификации личности не дает, так как этот самый мобильный легко зарегать не на себя, любимого, а купить зареганный на Васю Пупкина — как раз для таких целей.
И нет никакого усиления мер безопасности при указании номера мобильного, ибо симка — вовсе не такая штука, которую, в свою очередь, нельзя украсть. И далеко не каждый человек не хлопает ушами и блокирует симку сразу после обнаружения утери.
И еще к предисловию же, поскольку к слову пришлось — про манию VK по поводу реальных имен, которые у них, видите ли, принято указывать. Какое кому дело, если кто-то не хочет ни указывать ни свое реальное имя, ни придумывать «левое», а желает остаться под ником в сети? ВКонтактовцам, типа, дело есть. Поэтому имеют огромное количество фейковых, двойных-тройных и более регистраций, а также брошенных аккаунтов. Потому как, если я при регистрации укажу, что меня зовут Женя Лопес, а потом я подам заявку о смени фамилии на Анистон — меня не забанят, а просто откажут в смене фамилии (проверено).
И вот теперь я приступаю к тому, из-за чего пост, собственно, был создан. Для того, чтобы рассказать об одном невероятно везучем юзере (сразу говорю, это не я), который умудряется наткнуться на кучу неразрешимых проблем там, где никто их никогда не встретит. Этому юзеру посчастливилось: он вздумал зарегаться ВКонтакте аккурат накануне того дня, когда была введена фича с телефонами. Мы не знаем, есть ли тут связь, но я склоняюсь к тому, что все же есть: в сервисе в этот момент наверняка шли какие-то подготовительные работы. Юзер честно зарегался, указал номер мобильного и… началось! С периодичностью ровно в 60 секунд на его номер стали сыпаться совершенно одинаковые СМСки с кодами подтверждения регистрации и СМСки, информирующие об успешной регистрации и смене логина на новый, который суть есть номер мобильного. Каждую минуту, без остановки. Юзер запаниковал, но решил несколько минут подождать — может, вал СМСок сам прекратится.
Не прекратился. Представив, что теперь будет с его телефоном и полностью осознавая, что, если это не прекратится, его просто заблокирует мобильный оператор, юзер в ужасе стал искать контактные данные техподдержки ВКонтакте (хе, какая веселая игра слов). Тут он на своей шкуре ощутил то, что наверняка знают все, кто до него пытался до нее достучаться: телефона никакого там нет, а есть только форма обратной связи, через которую даже сам VK обещает ответить в течение 19 часов (т. е. практически сутки), а реально часто вообще не отвечает.
А тем временем СМСки стали сыпаться в количестве 6 штук в минуту…
Юзер стал лихорадочно искать пути занесения отправителя в черный список, что в Андроиде представляет собой дополнительную проблему поиска специального софта. Да и не решает проблему радикально: смски перестанут лишь отображаться в списке полученных, но идти-то они будут продолжать (высаживая аккумулатор мобильника), и вероятность того, что у мобильного оператора кончится терпение, все еще будет висеть. Да и не получилось бы ничего с черным списком, так как СМСки сыпались не с номера (цифрами), а с некого vkcom — не всякая софтина примет такой «номер» — выругается и все.
В общем, я не знаю, что было бы, если бы потом СМСок не прекратился бы сам собой. SIMку, скорее всего, пришлось бы выбрасывать. Зато юзер в очередной раз мог ощутить на своей шкуре все прелести отечественного сервиса и уважения к клиенту.
П. С. В поисках пути решения проблемы, в которых я помогала юзеру, меня совершенно случайно занесло на сайт Youtube, где я обнаружила некий канал. Он содержал несколько десятков совершенно одинаковых роликов под разными названиями и с разными описаниями, но об одном и том же — об уводе аккаунтов VK с помощью специального софта. Каналу 9 месяцев — и ничего, живой и здоровый, хотя весь в «фуу»ках — видать «Принципы сообщества Youtube» прекрасно это допускают. Там только авторские права нельзя нарушать и слово «негр» использовать. А пункта «попытка взлома», «незаконные действия» или чего-то в том же духе вообще нет в жалобном списке Youtube.