Ярослав Дронов, который выступает под сценическим именем SHAMAN, достоин всяческого восхищения. Его песни весьма своевременны, очень актуальны, таких очень не хватает в русской культуре сегодняшнего дня. Подозреваю, что «внизу» их сейчас создается немало, но вверх они еще не всплыли. Но процесс идет. Аким Апачев, Вика Цыганова…
Жанр патриотический песни неимоверно труден, прежде всего потому что он очень коварный, с постоянным риском рухнуть в неестественный официоз, который вызовет у слушателя чувства, прямо противоположные ожидаемым, а именно: отторжение. Песни SHAMAN’а, по крайней мере, производят впечатление, что они идут от сердца, и именно поэтому завоевывают сердца слушателей.
И я сейчас говорю только о музыке. Она реально духоподъемная. И качественно сделанная, все же работает профессионал с тремя музыкальными образованиями: он «народник», хоровик и эстрадно-джазовый вокалист. Певец с мощным голосом. Автор песен. Талантливый и харизматичный (правда, все это никак не помогало ему взлететь много лет подряд).
Но невозможно быть крутым во всем. Ярослав — музыкант, но не поэт. Музыки его самой по себе вполне достаточно, чтобы учить Родину любить, но вот тексты хромают. Это бич современного песенного творчества, в противоположность таковому, скажем, в Советском Союзе, который подарил нам величайших, не побоюсь этого слова, поэтов-песенников. Проблема, в принципе, вполне понятна с учетом коммерциализации искусства: чем больше авторов у песни, тем больше потенциальных терок, в том числе с авторскими правами. Чтоб не связываться с кем-то лишний раз, проще самому к своей музыке стихи написать. Чего там, главное, чтоб рифмовалось хорошо. И такое сейчас на каждом шагу, в любом песенном жанре. Я уже сокрушалась на эту тему по поводу творчества певицы МакSим (страшно подумать, когда это было: 13 лет назад!)
Но на самом деле одной рифмы недостаточно. Я не говорю уже о том, что у ряда авторов хромает даже это условие, и тексты получаются со скачущим, неровным ритмом. Но, как ни крути, важен и смысл. Хотя и не всегда, конечно. В попсовых песенках про розы-слезы, ушел-бросил, любовь-морковь можно обойтись без смысла. Патриотическая же песня предъявляет особые требования к текстам, потому что, как я написала в самом начале, этот жанр очень коварный, в нем автор идет по канату. Чуть сфальшивил — и всё, нет тебе доверия.
В самых знаменитых песнях Ярослава «Встанем» и «Я русский», музыка которых пробирает до дрожи, каждый раз железом по стеклу шкрябают некоторые слова.
«Я русский» — та самая своевременная песня, которая так нужна в период, когда целый народ живет, окруженный со всех сторон стенами русофобии, и как никогда важно для себя определиться, хочешь ли ты быть/считаться русским, а если да, то почему именно. Это ведь непросто. Многие считающие себя русскими не выдержали и сдристнули. А тем, кто остался, очень нужна поддержка в самоидентификации, в четком понимании, за что он борется. SHAMAN выдвинул свое предложение.
Что у него получилось?
Если честно, ничего. Вот его тезисы из песни.
1. Я русский, потому что во мне течет кровь моего отца (Капитан Очевидность!) — ну, маловато как-то для гордости, тем более национальной, маловато.
2. «Я русский, и мне повезло» — это никак не сильнее, чем «Героям слава».
3. «Всему миру назло» — вообще уход в какое-то детское издевательское «бе-бе-бе».
4. «Такой, какой есть, и меня не сломать» — ну а какой такой? Неизвестно.
5. «Я иду до конца» — национальной идеи тут тоже не просматривается, дальше личностных качеств такое определение не идет.
Ну и, собственно, все.
Но песня обязана предоставить хоть один какой-никакой факт, образ, тезис, заявление — что угодно, что может служить достаточным основанием для гордости своей страной. Оставим в стороне вопрос обоснования тезисов — оно тут абсолютно лишнее. Патриотическая песня — идеологический инструмент. Она должна мощно бить по эмоциям, так, чтоб даже вопросов не возникло. Вот несколько примеров.
1
Кипучая,
Могучая,
Никем непобедимая, —
Страна моя,
Москва моя, —
Ты самая любимая!
(Дмитрий Покрасс)
Никаких вопросов.
2
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
(Василий Лебедев-Кумач)
Четко и лаконично.
3
Родина – мои родные края.
Родина – весна и песня моя.
Гордою судьбою, светлою мечтою
Мы навеки связаны с тобой.
(Серафим Туликов)
Здесь нет обоснования того, почему у Родины гордая судьба, и что за светлая мечта такая, но это и не нужно. Важно заявить об этом, констатировать. Это в подкорку зайдет, а вот то, что меня зачал папа — вряд ли. У SHAMAN’а же в тексте нет ни одной сильной констатации. Ни одной.
4
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, —
Это русское раздолье,
Это русская земля!
(Феодосий Савинов)
Обширность территорий, их красота — шаблонно, банально, но действенно. У Ярослава и этого нет. В песне, отмечу. В видеоряде клипа это имеется. А в тексте — напрочь отсутствует.
(обратите внимание, крест у него отнюдь не православный, а католический; но это ж мелочи, правда?)
А по музыке к песне опросов никаких нет. Мощно, до мурашек.
И такая же точно мощная в музыкальном смысле песня «Встанем». Слушаешь — и хочется действительно встать в память об.
В плане текста эта песня гораздо лучше оформлена. К ней у меня всего одна претензия, но основательная. Она касается вот этих слов.
И вспомним всех тех,
Кого в этом огне потеряли –
Кто шёл умирать за свободу,
А не за медали.
Представьте себе человека, который идет на войну. Есть неиллюзорный шанс с войны не вернуться. Потому что на войне убивают. Почему человек выбирает профессию военного? Если объявлена мобилизация, почему человек выбирает не штурмовать Верхний Ларс, а идти воевать? Что им двигает?
Идем снизу вверх. Выбрать профессию военного, особенно наемного, можно ради хороших денег — нередкая ситуация. Можно быть законопослушным гражданином: «Надо — значит надо». И можно, в конце концов, горячо любить родную землю и идти на войну, чтобы ее защищать. Но пойти воевать, рисковать жизнью — ради медалей?! Которые в будущем, может, вообще будут их обладателю только для памяти и ничего более? А то и вообще будут вручены посмертно? Каким образом можно прийти к такому представлению о мотивах человека, который идет на смерть?
У меня только одна гипотеза: тепличное мышление, которое очень далеко от всего этого. Ушло благополучное поколение Ярослава от понимания того, что можно за что-то отдавать жизнь. А воображения, чтобы представить себя на месте человека, который идет умирать за медали, — не хватило.
Я это, может, даже не в укор автору. Может, это вообще очень даже хорошо, когда люди не знают, что такое война.
Но пока что мы себе такую роскошь позволить не можем. Так что надо знать.
А в целом SHAMAN молодец. Так держать.
П. С. Забавно. Спустя несколько дней после этого поста вышел очередной видеоролик вокалиста Александра Уманчука (Umanchannel). Он прямо обвиняет SHAMAN’а в продажности, погоне за славой и деньгами, в полной неискренности в своих патриотических песнях. Плюс чисто профессиональный музыкальный разбор, который приводит к выводу о полнейшем отсутствии в этих песнях хоть крупицы русского, а также о плагиате, причем даже у самого себя.
Спасибо автору за статью и подробный разбор. Но вот с рассуждениями про медали я не согласна! Ведь медаль в данной песне это собирательный образ, это та самая выгода, о который вы говорите, упоминая военных. А ведь кто-то реально пошел воевать «за плюшки» от государства, а не из чувства долга и тем более патриотизма.
В творчестве Шамана меня порадовало другое: дети 90-х (а он рожден в 91-м) не просто не знают войны, это поколение, в образование которых не закладывался патриотизм ни садом, ни школой, ни улицей. Поэтому очень ценно, что в своих работах он затрагивает эти темы. А когда человеку 30 лет, то молодое поколение его слушает больше и чаще.
Крест этот православный, на Андреевском спуске точно такой же держит апостол в руке. «Моя кровь от Отца», — всем поклонникам SHAMAN известно? что это метафора, и имеется в виду Отец — наш Бог Отец, и кровь — это уже духовное понятие. Если человек говорит: «Я русский» — это и значит, что он русский. И этого от него не отнять. Если автору статьи известно, то русский — это не только национальность. Наша вера тоже русская, так писали древнерусские книжники. Назло — это наречие, синоним слова «вопреки». Если автору известно, то очень много в мире тех, кто хотел бы, чтобы русских вообще не было. И это серьезно. Мы были, есть и будем. «Иду до конца» — это значит, что доведем начатое до конца и никак не иначе. И вся страна, созвучно этой песне? теперь так настроена. Иначе не будет. Ярослав создает песни лаконичные, ясные и острые, поэтому летящие прямо в сердце. Именно поэтому SHAMAN так популярен. А Вас я не знаю. Простите, Aprika’s. Вы просто на известном имени хотите немного пролететь. Что ж, Ярослав добрый.
Видите ли, если известное имя можно только хвалить, а за критику тотчас же начинаются обвинения в желании попиариться на нем, это уже само по себе грустно. Неправильно что-то с таким именем. Тем более что я человек маленький, не ЛОМ какой-нибудь, мое мнение вообще ни на что не влияет, я даже не представляю, как вы сюда попали. Ваши толкования, как по мне, — это сова, натянутая на глобус: вы видите в тексте то, что хотите видеть, а это гораздо больше того, что в нем содержится, вплоть до смысловых искажений: например, «назло» и «вопреки» хоть и считаются синонимами, коннотация у них совершенно разная, а ваше толкование фразы «Моя кровь от отца» вообще богохульством попахивает. И т. д.
Да, со смыслами его песен все как-то совсем плохо.