Министерство связи ведет работу по пересмотру условий покупки российскими гражданами и предпринимателями товаров в иностранных интернет-магазинах. «Основная проблема сегодня в том, что заказать за границей дешевле, чем купить в России. С точки зрения российских предпринимателей, занимающихся интернет-торговлей внутри страны, это неправильно»,— заявил корреспонденту «Деловой среды» замминистра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов.
По словам Свердлова, в министерстве создана рабочая группа, которая обсуждает, как решить эту проблему. Сегодня покупки в иностранных интернет-магазинах не облагаются НДС и свободны от таможенных платежей, если сумма не превышает 40 000 рублей в месяц. Что именно собирается менять министерство, Свердлов говорить не стал.
Тема возможного ужесточения условий покупки российскими потребителями товаров за рубежом обсуждалась на форуме «Открытые инновации» в Москве, на сессии об инвестициях в российский интернет-бизнес. Вопрос поднял гендиректор интернет-магазина KupiVip Оскар Хартманн. По его словам, Россия сегодня в этом сегменте похожа на огромную зону duty free, так как покупки за границей не облагаются таможенными платежами.
По словам Хартманна, ему выгоднее не открывать бизнес в России, а создавать компании за ее пределами, посылая товары в Россию и экономя на таможенных и налоговых платежах. Хартманн сказал, что его компания именно поэтому открыла склады в Китае и Германии. «Мы создаем здесь инфраструктуру, платим налоги, но себестоимость наших товаров выходит на 50% дороже»,— объясняет он. По словам Хартманна, он не может конкурировать по ценам с теми предпринимателями, которые покупают товар в интернет-магазинах за рубежом и продают его здесь. Ужесточение условий покупки товаров в иностранных интернет-магазинах ударит по частным потребителям.
«Ни одна страна в мире не позволяет покупать товары повседневного обихода в других странах, не платя за это налоги и таможенные платежи»,— заявил Хартманн. «Получается, предпринимателей, открывающих дело в России, мы выдавливаем в другие юрисдикции. С точки зрения госполитики я не думаю, что этот вопрос должен остаться без внимания»,— считает Свердлов.
По данным Fast Lane Ventures, в 2010–2011 годах объем электронной коммерции в России вырос на $2 млрд, до $10,5 млрд. Данных по объему закупок россиян в иностранных интернет-магазинах нет. По сведениям mn.ru, примерно 35% международных посылок, приходящих в Россию,— это покупки в интернет-магазинах. В декабре 2011 года было принято около 160 тыс. посылок, в целом за прошлый год — около 3,5 млн.
Вот такие «инновации» обсуждаются российскими бизнесменами на форумах. Вместо того, чтобы улучшать сервис тут, лучше перенести его туда или осложнить жизнь конечному потребителю. Даже Минсвязи сюда припахали.