Мне сегодня на почту упало письмо от… Ситимобил! Правда, обратный адрес странный: noreply@notify.mail.ru. Заголовок кричит: «Это Ситимобил! Спешим сообщить что мы работаем и едем дальше!» (пунктуация авторская)
Первая мысль, откровенно говоря, — что это обычный спам или фишинговое письмо. Тем не менее, в теле письма нет никаких подозрительных ссылок. В нем вообще ссылок нет. Только предложение продолжать пользоваться приложением, а если есть вопросы, задавать их либо в приложении, либо по телефону +7 495 222-22-22 — и это действительно телефон Ситимобил.
Совершенно обалдев, пошла гуглить вопрос. Выяснила, что Ситимобил действительно продолжает работу, причем впервые об этом было сказано 16 апреля, без комментариев, так что кто-то даже решил, что это просто пиар-ход такой в духе Санлайта. А полное официальное заявление с разъяснениями опубликовано на сайте Ситимобил 5 мая. В нем говорится, что Ситимобил был продан владельцем (О2О-холдинг — совместное предприятие Сбера и VK) компании People&People (ей также принадлежат «ТаксовичкоФ» и «ГрузовичкоФ»), и данное сообщение фиксировало закрытие сделки. В нем, кстати, еще сказано, что новый владелец ООО «Транс-Миссия» (входит в УК People&People) не планирует объединять Ситимобил с Таксовичкоф, «потому что это разные бренды со своей аудиторией и географией присутствия».
В представительствах компании в соцсетях эта новость опубликована спустя почти две недели — 17 мая (чего ждали столько времени?..). В СМИ же — полнейшая тишина. Мне вот спам пришел только сейчас, спустя еще месяц. Яндекс до сих пор считает, что организация больше не работает (обратите внимание на рейтинг).
И вот ведь какая штука. Приобрели сервис — прекрасно. Но как себя при этом повели — просто омерзительно. Похоже, People&People принципиально не вкладывается особо в PR и все делает молча, не сказать — втихаря. По-хорошему, можно было вложиться хотя бы в официальный пресс-релиз во всех крупных СМИ! Так нет же. О том, что приложение продолжает работать и после 15 апреля, несмотря на заявление о закрытии, и даже выпустило обновление, пользователи с удивлением сообщали с самого начала, но почему так, и что происходит, никто не знал.
Это что касается маркетинга компании (которого по факту просто нет).
Теперь о качестве услуг. Честно говоря, покупка сервиса, который существовал только засчет демпинговых цен — такая себе идея. Сбер мог себе это позволить, но эти-то куда полезли со свиным рылом в калашный ряд? Результат не замедлил себя ждать. С новыми хозяевами сервиса водители работать не спешат: цены совершенно неинтересные. Клиенты жалуются на отсутствие машин, те же самые грабительские цены и никакущую техподдержку (см. комментарии под постами в паблике компании в VK — они весьма красноречивы).
Если компания не вложится мощно в этого подыхающего монстра, он умрет (захватив напоследок денег от People&People). А я сомневаюсь, что она станет это делать. Сколько я видела работу Грузовичкоф, общаясь с водителями, на такие долгосрочные перспективные вложения владельцы и топ-менеджеры этой компании вряд ли способны.
Комментарий специалиста:
Артем Михайлин
аналитик инвесткомпании «Велес капитал»
«Мы оценивали «Ситимобил» в 2021 году в районе 30-35 млрд рублей. Если мы говорим о текущей ситуации, то так как «Ситимобил» вообще хотели закрыть, вероятно, речь идет, конечно, о серьезном дисконте. Сам по себе агрегатор такси — во многом это IT-бизнес, то есть речь идет про алгоритмы, про то, чтобы создать эффективный алгоритм, который будет соединять водителей и желающих куда-то уехать, чтобы он эффективно перераспределял водителей по территориям, эффективно выстраивал тариф и так далее. «Ситимобил» был убыточным, действительно. Но этот бизнес, вообще в целом агрегаторы такси, в текущих особенно условиях, требует больших постоянных инвестиций для того, чтобы привлекать больше водителей, для того чтобы потом эти водители приезжали по большему числу заказов, соответственно, было большее число заказов, соответственно, это еще большее число водителей привлекает и так далее, такая спираль закручивающаяся. «Ситимобил» везде в городах присутствия стремился войти в топ-2, и все это требовало, естественно, больших инвестиций, постоянного раскручивания спирали. По всей видимости, уже не были готовы инвестировать, эти деньги вкладывать в его развитие дальнейшее, потому что было понятно, что еще на какое-то время это большие инвестиции, а сейчас средства привлекать тяжело».
Еще одно мнение из того же источника.
Главред издания «Бюро Икс» Роберт Ян:
— Они в Питере составили очень серьезную конкуренцию «Яндексу». «Яндекс» не лидирует в Питере по услугам такси, там лидирует «Таксовичкоф», или, по крайней мере, там паритет. У них отчаянная конкуренция. Практика такова, что «Таксовичкоф» — это хорошая компания с хорошей перспективой развития на международном рынке плюс хорошая доля в некоторых регионах России. Сделать из «Таксовичкоф» именно, из бренда «Таксовичкоф», федерального игрока смысла нет, потому что это большие вложения, притом что на федеральном рынке есть сложившиеся игроки: «Яндекс» и «Максим». Бренд «Ситимобил» будет развиваться отдельно от «Таксовичкоф», «Ситимобил» будет массовым сервисом такси федерального уровня, а «Таксовичкоф» продолжит развиваться по той стратегии, которая у него была.
Ну, посмотрим, посмотрим. Однако предложение заново установить приложение, я естественно, проигнорировала.