В начале этой недели все СМИ жужжали о первом в России киберпонедельнике.
Следует заметить в скобках, что, хотя термин «киберпонедельник» взят российскими торговцами по аналогии с соответствующим термином в американской торговле, смысл этих двух событий имеет мало чего общего, если вообще не противоположен. Дело в том, что в Штатах «киберпонедельник» следует сразу за «черной пятницей», т. е. в самом начале сезона предрождественских распродаж. Приставка «кибер» означает принадлежность события к онлайн-сектору торговли, в отличие от «черной пятницы», которая, в основном, приходится на розничный сектор офлайн торговли. Впрочем, с 2005 г., когда был изобретен термин, интернет в целом и электронная коммерция, в частности, развились настолько, что границы между офлайн и онлайн коммерцией постепенно стираются, и те же интернет-магазины приурочивают старт распродаж к старой доброй пятнице.
Первый же киберпонедельник в России придумали приурочить к окончанию праздников, когда народ, предположительно очухался и просох, готовый к шоппингу, тем более, что январь для торговцев — месяц практически «мертвый», и надо ж как-то компенсировать падение выручки.
Идея, в целом, неплохая. Но во что выльется киберпонедельник в России, было ясно с самого начала. Кто закупается в российских офлайн супермаркетах, прекрасно знаком с тактикой отечественных ритейлеров — поднять перед днем скидок цену в три раза, а потом сделать скидку на 30%. Не было ни малейших причин надеяться на то, что русский киберпонедельник пройдет как-то иначе.
Так оно и вышло.
28 июня специализированные web-ресурсы заполонили скриншоты витрин онлайн-магазинов, сделанных наблюдателями, которые подтвердили ожидаемое: в этот день на ценниках, в основном, циферки были больше, чем в обычные дни. Больше всех в этом смысле опозорился Эльдорадо (у этих опыт по части скидок большой!). Хотя были и исключения — где-то, например, в Wikimart что-то можно было приобрести с 10-20% скидкой (и это при том, что обещано было 70%!) Полезность «скидочных» товаров специалисты оценивают как средненькую: они утверждают, что на «горяченькое» никто цены понизить не решился, и ассортимент товаров по сниженным ценам был, прямо скажем, невелик.
Вот почитала я все это, и в очередной раз подумалось, что неведом русским бизнесменам глубокий смысл распродаж. Он заключается, напомню, в освобождении складов и увеличении оборотных средств, а вовсе не в том, чтобы набить себе брюхо на год вперед.
Цитата. Представитель «Десятого измерения»: А что произошло? Первая попытка создать в России систему централизованных скидок и естественно ни один магазин на первом этапе не может себе позволить сделать 50% на весь ассортимент. Идите к нам и покупайте ноутбук за реальные 20% скидки и не 2 модели а 500!
Для русских же торговцев это очередной повод попробовать ободрать покупателя, как липку. И большинство, надо заметить, подставу замечают. Но, как показал какой-то опрос, в России в распродажи верят 30% онлайн-покупателей. И вот эти самые 30% обеспечили интернет-гипермаркетам ощутимый, по их словам, прирост продаж. По словам представителя Wikimart, по количеству звонков и числу заказов киберпонедельник более чем на 25% превзошел пики декабрьских распродаж!
Ну какие причины в таких условиях менять правила игры и работать по-честному? «Не были мы ни на каком Таити. Нас и здесь неплохо кормят» (c).
П. С. Почитать по теме: towave, РБК, Радио «Голос России», Hi-tech.Mail.ru.