А. Петрухин
Ради жизни на земле. Умереть накануне победы.
Письма пяти французских лицеистов
(отрывки)
…Мальчики вступают в ряды французских партизан. С этого времени они уходят в подполье. Лицеисты устроили несколько удачных покушений на гитлеровских офицеров. Нацистам удалось арестовать 5 человек. Начались бесконечные допросы, пытки. Но ни один из них не стал предателем. Тогда гитлеровский суд приговорил лицеистов к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 февраля 1943 года. Вот имена юных героев — учащихся парижского лицея Бюффон: Жан-Мари Артус, Жак Бодри, Пьер Бенуа, Люсьен Легро и Пьер Грело.
Письмо Пьера Грело
Париж, 8 февраля 1943 года
Дорогая мама, дорогие папа и Жак! Теперь все кончено. Я буду расстрелян сегодня утром в 11 часов. Бедные дорогие родители, знайте, что последняя моя мысль будет о вас, Я сумею умереть, как француз. В течение этих долгих месяцев я много думал о вас, и я хотел вознаградить вас счастьем, которого вы заслужили своей любовью ко мне. Я так много мечтало том, что будет после бури. Но, увы, мои мечты останутся мечтами! Прощайте, дорогие мама, папа, Жак! Прощайте… Пьер…
Письмо Люсьена Легро
Париж, 8 февраля 1943 год
Мои дорогие родители, мой дорогой брат! Меня и моих товарищей расстреляют в 11 часов. Мы умрем с улыбкой на устах, ибо мы умираем за прекраснейший идеал. Мне сейчас кажется, что я прожил полную жизнь. Я умираю за Францию, поэтому я ни о чем не жалею. В четверг я получил вашу роскошную передачу. Я ел по-царски. В течение этих четырех месяцев я подолгу размышлял: совесть моя чиста, я во всех отношениях доволен. Привет всем родным и друзьям. В последний раз обнимаю вас. Люсьен.
Письмо Жан-Мари Артуса отцу
Париж, 8 февраля 1943 года
Дорогой мой, не знаю, надеялся ли ты, что мы еще встретимся, но я надеялся. Сегодня утром нам сообщили, что все кончено. Прощай! Я знаю, что это очень тяжелый удар для тебя, но будь мужественным. Живи, сохраняя веру в будущее. Работай, делай это ради меня, продолжай писать книги, которые хотел написать. Я умираю, как француз, за свою родину. Обнимаю тебя; прощай, мой дорогой. Жан.
Письмо Жака Бодри
Париж, 8 февраля 1943 года
Мои бедные, дорогие, вы знаете, что я принял борьбу. Я буду мужествен до конца. Война скоро кончится. Когда счастье придет в мирные дома, это будет хоть чуточку благодаря мне… Я хотел бы еще жить, чтобы горячо любить вас. Мы умираем накануне победы. Казнь сегодня утром в 11 часов. Папа, мама, моя милая. Прощайте! Крепко обнимаю всех вас троих. Будьте мужественны! Живите. Примите мой самый нежный поцелуй. Прощайте, папа, мама! Прощай, Николь! Ваш Жак
Письмо Пьера Бенуа
Париж, 8 февраля 1943 года
Мои дорогие родители, мои дорогие друзья. Конец!.. Нас ведут на расстрел. Тем хуже… Умереть накануне победы немного обидно, но что поделаешь?! Жизнь будет прекрасна. Мы идем на смерть с песней. Смело. Это не так ужасно после шести месяцев тюрьмы. Последние мои поцелуи всем вам. Ваш Пьеро.
Во Франции хорошо помнят подвиг пяти лицеистов. Они посмертно награждены медалями Сопротивления, военными крестами и орденами Почетного легиона. Их именами назван один из парижских мостов. Приказом министерства вооруженных сил пяти лицеистам, несмотря на их юный возраст, присвоены офицерские звания.
Две ремарки
Во-первых, любопытным показался сам факт, что даже казни в Европе фашисты проводили более цивилизованно, чем на Востоке: все пятеро осужденных получили право написать прощальные письма родным, и при этом все пятеро этим правом воспользовались. Не припомню, чтобы от кого-то из казненных фашистами в нашей стране остались прощальные письма, по крайней мере, в советской литературе не встречала. Ведь если бы они были, советская пропаганда ни в коем случае бы не упустила шанс обнародовать такие письма — они обычно пишутся возвышенным патриотическим слогом.
Во-вторых, странно, но не нашла упоминаний об этих ребятах нигде, кроме опуса о пионерах-героях, размноженного с кучей ошибок на всех методических сайтах, и собственно текста, который привела здесь (он тоже был весь в ошибках и изначально не все я успела отловить — спасибо читателю блога, который обратил на это внимание!) Не нашла также упоминаний о них во французском Интернете (правда, познания французского у меня более чем скромные, возможно, просто не те запросы вбиваю). Фантастика просто…
В Париже есть площадь пяти мучеников лицея Бюффон (так я перевела…),ещё на странице, о которой я писала, говорится о неком фильме La vie sera Belle (2007)