На первой кнопке закончился показ шоу «Призрак оперы». Среди профессионалов, судя по отзывам, проект вызвал сплошное возмущение: мол, выпустили на сцену совершенно не имеющих соответствующего голоса певунов, которые только опошлили великое искусство Оперы и заставили всех композиторов, писавших оперы, дружно перевернуться в их гробах.
Я нисколько не буду оправдывать певцов: поют все, без исключения, безобразно, отвратительно. Даже Лещенко, который несколько выделялся на общем фоне, да и то, может, только за счет большего опыта и наличия академического образования. Слушать такое после классического исполнения звездами оперной сцены совершенно невозможно. Хотя все же хотелось бы воздать должное старанию всех участников: они сделали все, что могли, и с каждым разом выступали все лучше. Об этом, впрочем, ниже.
Однако с критиками я все же не соглашусь. Скажу так: а чего вы, собственно, хотите? Ну, поставили бы в сетку вместо Димы Билана концерт с участием современных звезд оперы — и кто бы его смотрел, скажите на милость? Только любители. Хотели бы, чтоб пригласили вас? Увы, но никто это смотреть не будет — се ля ви* (хотя с удовольствием узнала, что на «Культуре» есть альтернативный проект как раз с молодыми певцами — процесс пошел!). Здесь же за счет поп-звезд удалось привлечь более широкую аудиторию, и я почему-то твердо уверена, что среди тех зрителей, которые ранее про оперу знали лишь понаслышке, но просмотрели весь проект, нашлось-таки некоторое количество таких, которые заинтересовались оперой, захотели узнать больше, а это в данном случае самое важное, главный итог проекта. Так же как увеличение желающих заниматься в секциях фигурного катания после «Ледникового периода». Кроме того, фанаты звезд-участников «Призрака оперы» были, я думаю, приятно удивлены, увидев своих кумиров совсем в другом амплуа, которое те с честью старались поддерживать. Говоря о кумирах, я имею в виду, между прочим, только молодых участников проекта, и здесь хочу воздать им должное, которого лишило их высокое жюри. Было просто неимоверно противно видеть их двуличие, с которым они рассыпались в похвалах маститым певцам в противовес тому снисходительному отношению, которого они соизволяли удостоить молодых (Швыдкой: «Но Ани Лорак — это Ани Лорак, и когда она пойдет устраиваться в Большой театр, ей надо будет подумать и о другом»). Это при том, что Киркорова, перед которым они ковром стелились, вообще надо было гнать из шоу грязными тряпками, а Гвердцители, которой тоже во всех выпусках без исключения пели дифирамбы, не будь она Народной и все такое, удостоилась бы простого вердикта: «Не пой, красавица, при мне!»
Мне, со своей стороны, было приятно слушать неожиданно красивый голос Билана (причем, в отличие от жюри, мне понравился и нижний тембр, а не только кастратное пение), приятно видеть старания вечного «отличника» Лазарева, в чем-то даже духовный рост Гагариной и эмоциональное, прочувствованное пение, которым нередко возмещала недостатки голоса Полина. Несмотря на проблемы у всех них с дыханием, чистотой звука и т. д. и т. п. Я не профессионал. Мне понравилось. Уверена, что руководство канала добилось цели привлечь молодое поколение к искусству оперы, а не получило вместо этого обратный эффект.
И вообще, снобизм профессионалов мне непонятен. Ну учатся они петь много лет — это, что ли, дает им право требовать, чтобы профессионалы никогда не брались за тот репертуар, который они поют? Да почему, собственно? А если им, непрофессионалам, нравится? Скажут: пусть поют с узком кругу, а не лезут на сцену. А если их зрителям тоже нравится??
Мыли такие посетили после прочтения комментов к видеоролику с Youtube, в котором Петр Налич исполняет Una furtiva lagrima (из «Любовного напитка» Доницетти). Мне очень понравилось — такой приятный голос! Вот кого надо было в «Призрак оперы» пригласить!
Кстати, после этого прослушивания я скачала арию в разных исполнениях, и больше всего мне понравилось исполнение Паваротти:
* Я — буду. С превеликим удовольствием. И еще желающие найдутся. Но этого мало. Для Первого канала — уж точно.