Недавно я обнаружила удивительную для себя вещь при использовании смартфона: реклама, которую мне показывают, поразительным образом совпадает по тематике с тем, что я искала и покупала в Интернете в последнее время. Ничего в этом не было бы странного, если бы я все это делала на смартфоне. Но дело в том, что онлайн шопингом я занимаюсь исключительно за компьютером.
Это что ж получается, шпионаж доходит до того, чтобы распространять ретаргетинг на все устройства, которые сидят на одном IP, то есть, по логике, кушают wi-fi из одного источника?
К сожалению, у меня нет возможности проверить, суются ли эти предложения на другие устройства, подключенные к квартирному роутеру и принадлежащие другим членам семьи. Но если у них ничего такого нет, я, знаете, тоже не удивлюсь: в конце концов, нет, наверно, ничего сложного в том, чтобы определить каким еще устройством в доме постоянно пользуется человек, который что-то искал в интернет-магазине или поисковой системе за данным компьютером.
И это не паранойя, как говорится в статье, которую я прочитала на днях в Популярной механике. В ней речь немного о другом, но общий смысл тот же: за вами шпионят через ваши смартфоны. Вот текст этой статьи.
Ваш смартфон прослушивают, и это не паранойя
По крайней мере, так утверждает бывший исследователь австралийского Университета Эдит Коуэн и старший эксперт по кибербезопасности компании Asterix Питер Хенвей, который обнаружил подозрительную зависимость контекстной рекламы на смартфоне от невинных разговоров.
Питер утверждает, что прослушивание вашего смартфона могут активировать специальные слова, которые вы произносите. Чтобы смартфон вдруг обратил внимание и начал записывать ваш разговор, должен быть запущен некий триггер — например, нужно произнести пресловутую фразу «Окей, Google» или «Привет, Siri». В отсутствие этих триггеров любые данные обрабатываются только в пределах вашего собственного гаджета. Это не кажется чем-то тревожным, но любые сторонние приложения, например Facebook, имеют доступ к этим данным.Facebook или Instagram могут использовать услышанные смартфоном слова-триггеры и запускать анализ речи. С точки зрения маркетинга в этом есть смысл, а законы и соглашения об использовании продукта вполне позволяют это делать. Впрочем, нет никакого способа это проверить наверняка. Журналист издания Vice Сэм Николс решил проверить эту теорию и в течение пяти дней произносил слова, которые могли бы стать триггером для активации прослушки.
И знаете что? Слова о высшем образовании и покупке дешёвых рубашек неожиданно сработали! В ленте новостей Сэма вдруг стали появляться рекламные предложения различных учебных заведений и недорогой одежды. Хенвей уверяет, что ни одна компания не продаёт собранные данные рекламодателям, а обрабатывает их самостоятельно. Он также сообщил, что информация бесполезна для спецслужб и используется лишь для таргетирования рекламных объявлений.
Ну что тут можно сказать. В будущем нас, наверно, ждет еще не одна волна возмущения юзеров по поводу вмешательства рекламных технологий в их частную жизнь. Так им и надо.
П. С. То, о чем говорится в статье, к моему случаю отношения не имеет. Я ни устно, ни письменно ни с кем через смартфон свои покупки не обсуждала.